Детский логопед – это специалист, который выявляет причины появления речевых нарушений у ребенка, а также помогает ему стать более внимательным, лучше запоминать информацию и в результате правильно строить слова и предложения и произносить их.
Вопреки расхожему мнению, что задача логопеда состоит только в правильной постановке звуков,
работа данного специалиста имеет более широкий охват психических и физиологических функций организма ребёнка, связанных с формированием речевых навыков.
Радина
Светлана Юрьевна
МГГУ им.Шолохова
по специальности учитель-логопед,
магистратуру по специальности логопед-
дефектолог, имеющий публикации в педагогических сборниках
Опыт работы более 15 лет.
МГПУ им.Ленина, курсы повышения квалификации в МГГУ
им.Шолохова, специализация учитель-логопед. Опыт работы более 10 лет
Кемеровский государственный университет,
курсы повышения квалификации в МПГУ, специализация учитель-логопед.
Опыт работы более 15 лет
Логопед располагает широким спектром различных методик по коррекции нарушений речи у ребенка, поскольку в каждом случае необходимо выработать индивидуальный подход.
Для коррекции речевых нарушений он проводит специальные занятия с ребенком, которые должны носить регулярный характер, чтобы получить максимальный результат.
Педагог-логопед помогает ребенку освоить такие навыки, как:
- Правильное произношение звуков (без картавости, шепелявости,
гнусавости)
- Грамотное чтение и письмо
- Корректное составление слов и предложений
- Создание рассказов и пересказов
- Растяжение подъязычной связки для верного произношения «р» и «л»
- Говорение без заикания
- Выработка ритма и четкости речи
Благодаря индивидуальным занятиям со специалистом улучшается речевая
память, способность связывать слова в предложения, воспринимать звуки на
слух, обрабатывать новые слова, строить связные тексты из отдельных
предложений.
Конечно, несомненная польза уроков логопеда состоит в том, что к ребёнку
применяется индивидуальный подход. Но родителям важно помнить, что
именно от родительского вовлечения в процесс зависит то, насколько
успешно будет проходить коррекция речевых нарушений.
Тем более речь идёт не о взрослых детях. Клиенты логопеда в основном дети старшего дошкольного возраста, и родительская помощь им просто необходима.
Коррекция дефектов произношения звуков происходит не только во время
индивидуальных занятий с логопедом, но и в повседневной жизни ребёнка
посредством участия в общении с взрослыми членами семьи и выполнения
специальных логопедических упражнений.
Ребенок не рождается с правильно поставленной речью — это постепенный и сложный процесс, проходящий через знакомство с миром звуков. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемой позднего развития или неправильного формирования речи.
К сожалению, многие родители думают, что показать ребенка логопеду необходимо только если есть проблемы с произношением звуков «Л» или «Р», либо когда он идет в школу, а некоторые уверены, что стоит подождать до пяти лет и все наладится — ребенок сам «разговорится».
Но из-за таких неправильных установок теряется драгоценное время, и процесс коррекции речи у ребенка дается намного сложнее.
Обратиться к логопеду необходимо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются нарушения речи (неправильно произносит звуки, заикается), а также если у него снижено понимание речи другого человека.
Логопед поможет при следующих нарушениях:
- Недоразвитая речь
- Потеря речевых навыков
- Неправильное произношение слов
- Невозможность корректно построить предложение
- Проблемы с чтением и письмом
- Неправильное восприятие речи
- Невозможность составить связный рассказ или пересказ текста (для более
взрослых детей)
- Заикание
- Проблемы с речью в результате патологий органов слуха, зрения, речи
- Нарушения речевых навыков из-за хирургического вмешательства или
травмы носоглотки
Занятия с логопедом помогают выработать необходимый ритм речи, научиться правильно дышать и управлять своим голосом. К детскому логопеду можно привести ребенка любого о возраста, но лучше всего обратиться к специалисту с 3 лет, чтобы у него не закрепилось неправильное произношение.
К логопеду-дефектологу рекомендуется обращаться с более раннего возраста
ребенка, младше двух лет.
Задача логопеда понять причины возникновения речевых проблем и помочь ребенку устранить их. Так как речь начинает формироваться с рождения, чаще всего логопед работает с дошкольниками.
На первичном приеме логопед проводит обследование и выявляет речевые нарушения. А именно – проверяет словарный запас ребенка, правильность построения им предложений, произношение и его навыки общения.
Для более взрослых пациентов - умение писать и читать, а также образность мышления. По итогам диагностики определяется индивидуальная программа занятий. В зависимости от имеющихся проблем, логопед комплексно работает над устранением нарушений — правильно «ставит» звук, развивает навыки четкого произношения, увеличивает словарный запас ребенка.
Вводит правильную речь в повседневную жизнь с помощью игр, бесед, творческих заданий и закрепляет результат. В ход занятий логопед занимается профилактикой речевых нарушений, включая в занятия упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, обучающие игры на развитие речи.
Если говорить коротко и просто, логопед работает над тем, чтобы сделать речь правильной и красивой. При необходимости, логопед может направить ребенка к другим специалистам, например неврологу или дефектологу.
Выработка программы обучения происходит по индивидуальным параметрам, поскольку в каждой ситуации различаются не только типы речевых проблем, но и причины их появления.
Обучение у нас в клубе проходит в игровой форме, чтобы детям было проще запомнить информацию и развить необходимые навыки. Подобный формат обучения помогает ребенку и не пугает его, а также удерживает его заинтересованным на время, которое необходимо для обучения и коррекции.
Детский логопед вырабатывают рекомендации, по которым родители должны заниматься с ребенком дома для максимально быстрого и эффективного закрепления результатов лечения. Это могут быть специальные упражнения и развивающие игры.